Старобешевская районная ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация)
Старобешевская районная ПМПК (психолого-ме-дико-педагогическая консультация была создана в 2008 году и начала функционировать с 26 августа 2008 года на общественных началах и является структурным подразделением Старобешевского отдела образования и молодежи.
В составе - 1 штатный сотрудник (заведую-щая ПМПК) и 7 консультантов- специaлис- тов (логопед-2чел.; психолог - 2 чел.; врач-пси-хиатр- 1 чел.;врач-невропатолог-1 чел.; олиго-фрeнопедагог- 1 чел.), работающих на общес-твенных началах.
За период функционирования ПМПК проведено диагностическое обследование 285 детей школьного возраста 61 дошкольника для определения уровня интеллектуального развития и назначения адекватной формы и программы дальнейшего обучения ребенка;
были даны консультации учителям школ района, работа-ющим с детьми с ООП (особыми образовательными по-требностями), родителям детей с отклонениями в умст-венном и физическом развитии, директорам и учителям школ района (болем 900 консультаций
В своей деятельности ПМПК руководствовалась законами об oхране детства,о защите прав детей-инвалидов и детей с особыми образова-тельными потребностями,проводила и продолжает проводить работу, решая следующие задачи:
а) Учет данных о детях с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
б)Дважды в год - корректирование банка даных о количестве детей - инвалидов и детей с особами образовательными потребностями и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, проживающих на территории деятельности комиссии;
в)Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) девиантным (общественно опасным) поведением;
г)Проведение информационно-просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей:
д)Проведение диагностических обследований детей - инвалидов и детей с особыми образовательными потребностями и (или) девиантным (общественно опасным) поведением, и требующих коррекционного индивидуального обучения и воспитания по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).
Консультационная работа
Тематика
консультаций:
для учителей, работающих с детьми с ООП (особыми образовательными потребностями), директоров и завучей школ района с целью :
- Воспитания и обучения детей с ООП;
- Оказания методической помощи учителям школ и воспитателям дошкольных общеобразовательных учреждений;
- Целесообразности и необходимости раннего диагностирования детей с ОПП для своевременного оказания квалифицированной помощи;
- Выявление детей «группы риска»;
- Определение психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников детей с ООП трудностями адаптации;
- Определения специального образовательного маршрута ребёнка;
- Выяснения причин возникших проблем, возможности его пре одо-ления; внесения изменений в индивидуальные коррекционно-развивающие программы при их неэффективности;
- Выявления и ранней диагностики отклонений в развитии;
- Определения характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи ребенку и его семье;
- Профилактики физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- Выявления резервных возможностей развития;
- Определения характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи ребенку и его семье;
для родителей , имеющих детей с отклонениями в умственном и физическом развитии и населения
- Дети с особенностями психофизического развития, воспитывающиеся и обучающиеся в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях.
- Умственно-отсталый ребенок - в условиях общеобразовательного учреждения..
- Значение коррекционной работы для будущей жизни ребенка с ООП.
- Ранний детский аутизм.
- Дети с ООП - среди нас, в нашем обществе.
- Инклюзия, интеграция - что это?
- Задержка психического развития.
- Задержка, нарушение речового развития, причины их возникновения.
- Психоневрологические отклонения в развитии детей и причины их возникновения.
- Детский центральный паралич.
- Синдром Дауна.
- Профилактика хронических и инфекционных заболеваний, вызывыающих различные отклонения умственного и физическиого развития ребенка.
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Дети – кристаллы.
- Дети с отклонениями в умственном, психофизическом и речевом развитии.
- Сеть специальных учреждений для детей с различными аномаліями развития.
- Перечень заболеваний, дающих право ребенку на особенное к нему отношение в соотиветствии с «Законом об образовании» и создание соответствующих условий для воспитания и обучения.
- Профилактические мероприятия для предупреждения заболеваний, вызывающих возникновение умственной отсталости.
- Значение соблюдения санитарно-гигиенических норм в общеобразовательных учреждениях (школах и детских садах).
- Что такое задержка психического развития? Педагогический недосмотр?
- Типы специальных учебных заведений для детей младшего школьного и дошкольного возраста, имеющих проблемы со здоровьем.
И т.д.
для учителей младших классов
и воспитателей дошкольных общеобразовательных учреждений, ведущих коорекционно-воспитательную работу с детьми с ООП:
- Речевой негативизм и методы его предупреждения и исправления.
- Инклюзивное образование. Индивидуальное обучение.
- Интеграция. Виды интеграции.
- Тяжелые нарушения устной речи (дизартрия, ринолалия, ранний детский аутизм, задержка речевого развития различной степени) речи и работа с ними в условиях общеобразователь ной школы.
- Причины речевых нарушений, вызывающих стойкую неуспеваемость в младших классах общеобразовательной школы.
- «Закон об образовании лиц, которым необходима коррекция физического и умственного развития».
- «Положение об организации интегрированного обучения»
- Умственная отсталость различной степени тяжести.
- Детский аутизм и общее недорозвитие речи;
- Задержка психического развития;
- Оздоровительные фунуции образования;
- Инклюзия, интеграция в образовании.
И т.д.
В соответствии с планом работы ПМПК отдела образования в ноябре 2014 г. в Старобешевском районе был проведен интернет-семинар учителей, которые осуществляют обучение школьников в общеобразовательных школах и воспитание в дошкольных учреждениях детей, требующих индивидуального подхода. Тема: «Особенности организации обучения и воспитания детей с ООП школьного и дошкольного возраста».
Инклюзия - одно из приоритетных направлений функционирования образовательной отрасли. Главная цель этой работы - предоставление равных условий для получения всестороннего образования детей с ограниченными образовательными возможностями, с отклонениями в умственном и физическом развитии.
Данная тема актуальна, потому что в Старобешевском районе
156 детей-инвалидов + 15 - с отклонениями ПФР (психофизического развития), всего - 171 ребенок. Эта категория детей требует индивидуального подхода и индивидуальных условий для обучения и воспитания.
Из них в школе (на 01.09.2014 г.) обучается 89 детей, в дошкольных учреждениях общего типа воспитывается 13 ребят, т.е. 106 человек.
В 19 школах района обучается 37 человек школьного возраста по индивидуальной программе, 52 ребенка школьного и 13 дошкольного возраста - интегрированы в детский коллектив.
Функционирующая в районе ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация) постоянно оказывает консультационно - методическую помощь педагогическим работникам, проводящим коррекционную работу с детьми с ПФР, но не имеющим специального дефектологического образования.
Участники семинара ознакомились с рекомендациями специалистов –дефектологов района и педагогов, прошедших курсы повышения квалификации при ДоноблИППО, опытом работы коллег по работе с детьми с ООП. Материалы семинаров оформлены в виде методических кейсов и предоставлены в электронном варианте школам района. Такая работа оказывает существенное влияние на повышение профессионального уровня педагогов.
С целью заочного участия в проведении общешкольных, классных собраний, педсоветов и совещаний при директоре в школах и детских садах района проводится следующая работа: готовится кейс с информационным или презентационным материалом по темам, относящимся к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, об особен-ностях развития детей с психофизическими расстройствами и рассылается по общеобразовательным учреждениям района Использующие этот материал учителя, воспитатели имеют право дополнить материал своими данными, или убрать из предоставленного неактуальное для данной школы или детс-кого сада.