Программа «маленькие ступеньки»
“Маленькие Ступеньки” – это программа ранней педагогической помощи детям с трудностями в развитии. Программа рассчитана на самих маленьких – тех., чей уровень развития соответствует 0-4 годам. Раннее вмешательство в развитие детей поможет полностью реализовать их потенциал, если как можно раньше начать с ними заниматься.
Программа родилась в Австралии (Центр Даун Синдром). Программа разработана во всемирно известном Центре Специального образования Университета Маккуэри, Сидней.
Авторы Программы: Мойра Питерси, Робин Трилор, Диана Утер,
Эрика Бра и Сью Кеанс.
В програмне простым язиком излагаются МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ РЕБЕНКА от 0 до 5 лет, в ней показано, как способствовать повышению этого уровня – постепенно, как бы выстраивая маленькую ступеньку за другой.
Программа построена на профессиональном знании законов развития ребенка и механизмов формирования у него навыков и умений.
Авторы Программы делятся своими соображениями о том, как организовывать повседневные занятия, чтобы они наилучшим образом стимулировали развитие ребенка.
Важным фактором успешной работы по программе является позитивное отношение и вера в возможности ребенка.
В России, в 1998 году была утверждена программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии (авторы М. Питерси, Р. Трилор), состоящая из 8 книг и видеофильма под общим названием «Маленькие Ступеньки», и рекомендована к использованию в работе с данной категорией детей.
Печатные материалы состоят из следующих разделов:
- Введение в Программу Маккуэри «Маленькие Ступеньки»
- Индивидуальная Программа ребенка
- Навыки общения
- Навыки общей моторики
- Навыки тонкой моторики
- Восприятие речи
- Самообслуживание и Социальные Навыки
- Перечень Умений, Определяющих Развитие Ребенка
Достоинством Программы является последовательность и поэтапность в обучении детей с тяжелым интеллектуальным расстройством. Программа предусматривает пошаговость в воспитании детей с болезнью Дауна, включает разные разделы: лечебную физкультуру, развитие игровой, мыслительной и речевой деятельности.
Цель Программы – помочь детям с трудностями в развитии вести жизнь, максимально приближенную к нормальной.
Положения Программы:
- Учиться могут все дети. Ребенок с отклонениями в интеллектуальном развитии учится медленнее, однако он может учиться.
- Детям с отклонениями в развитии необходимо овладеть всеми навыками, которые смогут помочь стать частью общества.
- Родители, как педагоги, играют самую важную роль.
- Эффективность обучения зависит от возраста ребенка. Занятия нужно начинать прямо с момента установления диагноза или обнаружения трудностей в развитии. Отсюда термин - «ранняя педагогическая помощь».
- Эффективность обучения обеспечивается хорошо продуманной системой оценок и методик.
- Все дети – разные, и все семьи – разные. По-настоящему эффективная программа должна удовлетворять как потребности ребенка, так и потребности семьи.
«Если отклонение в развитии малыша затрудняет его обучение, то ему для достижения цели, до которой его братья и сестры доберутся, казалось бы, в несколько скачков, понадобятся еще и маленькие промежуточные ступеньки. Такой малыш потратит больше времени, чтобы оказаться там же, где его сверстники, но он сможет там оказаться, если ему укажут ступеньку, на которую нужно подняться в тот момент, когда он к этому будет готов. Такой именно и была наша задача, когда к нам в Центр приходили дети, и именно поэтому мы назвали нашу программу Маленькие Ступеньки.»