Рекомендации для выступлений МАН
Защита научно-исследовательских работ в системе МАН Украины – это торжественное и праздничное событие для каждого участника конкурса.
Поэтому, мы очень надеемся, что подготовленные советы и рекомендации станут полезными и тем учащимся, которые будут защищать свои научно - исследовательские работы, и тем, кто хочет просто быть успешным в общении, уметь презентовать себя и свою работу.
П А М Я Т К А У Ч А С Т Н И К У М А Н:
- Воспринимай конкурс-защиту научно-исследовательских работ, как чудесную возможность для саморазвития, как способ продемонстрировать свои способности, познакомиться с интересными людьми.
- Поговори с учителем, психологом, родителями или ровесниками о том, какие неожиданности могут тебя ждать, о возможных стрессовых ситуациях, о том, какие последствия могу быть в случае не очень удачного выступления.
- Детально представь ситуацию твоего будущего выступления и попробуй выступить перед родными, друзьями, перед зеркалом.
- Работай над собой: расширяй свой словарный запас, развивай в себе навыки уверенного поведения.
- В ответственный и важный для тебя день защиты сделай физические упражнения, которые помогут тебе почувствовать себя собранным. Полезными будут дыхательные упражнения с быстрым вдохом и медленным выдохом, можешь даже активно позевать: это содействует обогащению мозга кислородом.
С О В Е Т Ы В Ы С Т У П А Ю Щ Е М У
1. Доклад должен быть коротким и четким.
2. Задача выступающего: убедить слушателей, довести свои главные тезисы.
3. Для решения поставленной цели хорошо подумайте над таким:
- какой видится вам структура вашего выступления;
- какие мысли и чувства хотите вы вызвать у слушателей;
- какие приемы (риторические вопросы, сопоставление фактов, интонационные средства) привлечения внимания слушателей вы используете в своей речи;
- какие примеры из произведений литературы или других видов искусств вы включите в свое выступление;
- следите за правильностью речи во время выступления, обращайте внимание на недопущение речевой чрезмерности, повторения однокоренных слов, использование слов-паразитов.
Готовя доклад, необходимо также иметь в виду, что за 10 минут, которые отводятся во время защиты, в нормальном темпе можно озвучить 4 – 5 страниц печатного текста (через 1,5 интервала). Поэтому следует побеспокоиться о том, чтобы вложиться в отведенное время.
Одна из важных проблем работы над докладом – композиционное оформление будущей речи. Оно может содержать такие элементы композиции:
- введение;
- обоснование предмета исследования;
- изложение основного материала;
- подтверждение его конкретными примерами, фактами;
- выводы.
Целесообразно обратить внимание: чтобы главная мысль была воспринята правильно и четко, необходима своеобразная «подготовка», «вхождение» слушателей в тему исследования, постановку проблемы. Этому служит начало доклада. Его цель - настроить слушателей на восприятие доклада, овладеть вниманием аудитории.
Поэтому начинать свое выступление целесообразно с обращения к председателю жури, членам жури и всем слушателям, которое может быть представлено в такой форме: «Уважаемые председатель и члены жюри конкурса-защиты научно – исследовательских работ, уважаемые ученики, учителя, все присутствующие! Затем представьте себя, назовите фамилию, имя, место обучения. Выразительно, четко назовите тему своей работы (например:«Позвольте предложить вашему вниманию основные результаты научного исследования на тему: «………»).
Презентуя основные результаты проведенного исследования в основной части выступления, целесообразно продумать, какими методами можно аргументировать высказанные тезисы, проиллюстрировать отдельные положения (схемы, таблицы, рисунки, плакаты, слайды, видеоматериалы, компьютерные программы и т.п.).
Нужно обратить внимание, что задача выводов закрепить озвученную мысль, связать начало и конец выступления, подытожить высказанное. В конце выступления уместным будет поблагодарить всех присутствующих за внимание.
Не забудьте в конце выступления поблагодарить присутствующих в аудитории за внимание!!!
Давая ответы на заданные после выступления вопросы, важно помнить, что они должны быть конкретными, лаконичными и вместе с тем исчерпывающими.
Нужно обратить внимание, что за активное, квалифицированное участие в дискуссии (уместные и грамотно сформулированные вопросы, владение научной терминологией) участники конкурса-защиты получают дополнительные баллы.
Постоянно тренируйте свой голос, наиболее удобный способ для этого – чтение вслух, контролируйте правильность произношения слов. Не говорите слишком громко – это создает впечатление агрессивного человека. Не говорите слишком тихо – это создает впечатление человека, который плохо владеет тем материалом, который презентует или же неуверенного в себе человека.
Во время защиты особое значение приобретает темп речи и интонация выступающего. С этой целью следует в тексте доклада выделить ключевые слова, которые попадают под логическое ударение, расставить необходимые паузы. Целесообразным будет дома сделать хронометраж продолжительности выступления, потренироваться несколько раз, чтобы обеспечить свободное владение материалом во время защиты.
Ваша невербальная коммуникация должна сопровождаться словами с определенной интонацией, тоном. Руководите своими жестами – жесты не должны отставать от слова. Не жестикулируйте руками на протяжении всего выступления. Жесты должны соответствовать своему назначению.
Чтобы не возникло недоразумений во время выступления, необходимо согласовывать несловесные способы со словесными, так как проведенные исследования констатируют, что невербальные сигналы в три раза важнее чем слова!!!
ЖЕЛАЕМ ВСЕМ УЧАСТНИКАМ
КОНКУРСА – ЗАЩИТЫ
УСПЕШНО ЗАЩИТИТЬ
СВОИ ПЕРВЫЕ НАУЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ!!!
Ваши психологи