Дети с особенными потребностями

До того как родился ребенок, родители психологически готовятся к его появлению. Они мечтают о ребенке и фантазируют о его будущем. Они хотят здорового ребенка и, может быть, даже мечтают об идеальном. Ребенок, который рождается, вероятно, всегда отличается от того, о котором родители мечтали, и это различие нужно преодолеть и принять. Но если родившийся ребенок совсем не похож на того, которого ждали, если у него имеются ограничения, барьер между ожиданиями и реальностью может стать труднопреодолимым. Больной ребенок часто вызывает отчаяние. Ограничение обнаруживается в основном внезапно, и ни одна мать к этому не подготовлена ни морально, ни физически.

Рождение ребенка с ограничениями не только меняет жизнь родителей, но и изменяет их представление о своей роли и месте в жизни. Матери предстоит противостоять и настороженному отношению со стороны окружающих, и собственной растерянности перед обстоятельствами, и противоречивым и незнакомым чувствам к себе самой.

К сожалению, окружающие не всегда считаются с тем, что в такой семье горе — не сиюминутная трагедия, а один из компонентов, составляющих ежедневную жизнь семьи. Если в семье процесс осознания новых реалий бытия развивается правильно, можно надеяться, что родители смогут принять и своего ребенка с функциональными ограничениями относительно скоро. Одновременно они сами могут избежать впоследствии психических расстройств на почве болезни ребенка.

Большинство из тех, кто прошел через горе, приспосабливаются к своей новой жизни без профессиональной помощи. Хотя горе является естественной и здоровой реакцией человека на потерю чего-то очень дорогого. Родители иногда реагируют слишком неадекватно на ограничения ребенка. Если у родителя появляются физические симптомы, если он испытывает очень сильное чувство вины и гнева, длительную депрессию или сильное отчаяние, которые не проходят, это может означать, что ему или ей нужна профессиональная помощь. Если горе родителей совершенно не проявляется внешне, возможно, оно отрицается или накапливается внутри. В этом случае также может понадобиться помощь.

Родительская позиция должна быть адекватна реальному положению дел. Для этого родителям надо быть достаточно осведомленными о природе болезни и особенностях ее протекания. Также неплохо было бы иметь представление о методах и средствах лечения и реабилитации.

Больше всего на свете ребенку-инвалиду нужны любящие папа и мама, понимание, забота. Именно на такое отношение не обходимо ориентировать родителей, после чего некоторые вопросы решаются сами собой. Так, например, многие семьи испытывают недостаток общения с друзьями, родными. Происходит это обычно из-за того, что родители, осознанно или бессознательно, стыдятся своего больного ребенка и сами отдаляются от окружающего мира, заточая себя и ребенка в башню проблем. Это положение надо исправлять.
Нередко родители отдаляются даже друг от друга и, в конечном счете, расстаются. Это, естественно, отрицательно влияет на ребенка. В том же случае, когда родители любят своего малыша, а болезнь и связанная с ней инвалидность воспринимаются как проблема, которая со временем может быть вполне разрешима, вероятность самоотчуждения семьи от окружающего мира резко снижается.
Такой фактор, как включенность отца в воспитание, положительно влияет на психологическое самочувствие ребенка-инвалида. При отсутствии такой включенности, а также в силу других причин дети-инвалиды испытывают дискомфорт в семейных отношениях. Ребенок-инвалид в таких семьях испытывает двойную нагрузку: неприятие обществом и подверженность феномену отчуждения в собственной семье.

Родители детей-инвалидов вначале долго не могут отойти от психологического шока, связанного с рождением ребенка-инвалида. Затем им трудно согласиться с тем, что дефект может быть практически неизлечимым. Испробовав в первые годы жизни ребенка все доступные методы лечения, родители «остывают» к лечению, не приступив при этом к адаптации.
В каждой семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями, существуют свои особенности, свой психологический климат, который так или иначе воздействует на ребенка: либо способствует его реабилитации, либо, наоборот, тормозит ее.

К сожалению, большинство родителей не уделяют должного внимания психическому развитию ребенка и формированию у него знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной взрослой жизни (с учетом специфики имеющегося дефекта). Упускаются наиболее драгоценные для развития психики годы жизни, когда формируются взаимоотношения с окружающей средой. Между тем именно навыки самостоятельного существования определяют судьбу ребенка в зрелом возрасте, тем более что родители не вечны.

Большинство родителей детей-инвалидов чрезмерно занижают предъявляемые к ним требования в течение всего детского, а также подросткового периодов. Одним из факторов, стимулирующих снижение требовательности к таким детям, является комплекс родительской вины. В итоге чрезмерного оберегания ребенка и даже иногда сокрытия его дефекта у большинства таких детей вырабатывается инфантилизм и сверхэгоизм. Когда ребенок вырастает, проблема самостоятельности выступает на первый план, однако его личность уже сформирована на принципах повышенной опеки, потакания слабостям, низкой требовательности.

Основными потребностями всех детей являются пища, кров, любовь родителей и возможность познавать себя и окружающий мир. Ребенку-инвалиду труднее постигать окружающий мир. По мере взросления он начинает осознавать, что уровень его жизненных возможностей по сравнению с «обычными» детьми снижен. Модель будущего у него бедна, ограничена в содержании и в эмоциональном плане отрицательна. При этом у него формируется сниженная самооценка, что в свою очередь приводит к чрезмерному снижению уровня притязаний.

Следствием этих процессов становится социальная пассивность и сужение активного жизненного пространства.

Психологию ребенка-инвалида определяют, прежде всего, его родители, поэтому так важна психологическая работа именно с родителями. Это необходимо для воспитания самодостаточного члена общества. И главная задача – изменить позицию родителей детей-инвалидов по отношению к собственному ребенку. Надо позаботиться об адаптации детей-инвалидов в обществе. И, прежде всего, дети-инвалиды должны получить образование, которое поможет им найти себя, реализовать те способности, которые, может, пока еще незаметны под бременем рухнувшего на них несчастья.

Реабилитация детей в силу их особого положения – это процесс длительный, многолетний, требующий непрерывных усилий как со стороны инвалида, так и со стороны его семьи, окружения. Трудности ребенка-инвалида заключаются не только (а возможно, и не столько) в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот.
Психическое и физическое здоровье человека сильнейшим образом зависит от его настроения и душевного состояния. Чувство собственной ценности, ответственности за свою жизнь и ощущение своей способности достигать целей помогают человеку легче преодолевать неизбежные жизненные трудности.
По мере взросления у детей появляется необходимость в дополнительных знаниях и навыках. Большое значение для адаптации детей-инвалидов имеет образование.

Суть психологической реабилитации детей-инвалидов может состоять в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций: памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.

Поэтому, уважаемые родители, не оставайтесь один на один со своими проблемами. Обращайтесь на консультации к практическим психологам, логопедам, педагогам, которые помогут Вам и вашему ребенку.

 

Разделы сайта

ФООП

Конкурсы

Статьи по дням

< Октябрь 2010 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Погода

Международные праздники

Православные праздники

Рейтинг@Mail.ru

Яндекс.Метрика